За последние почти 30 лет новой украинской истории, с момента получения независимости, вопрос о национальной идеи был и остается одним из самых обсуждаемых и спорных. Почему же национальная идея представляется такой важной, особенно на этапе становления независимого государства? Почему эта тема активно обсуждается и ставится в один ряд с проблемами, казалось бы, более важного порядка – экономическими и социальными?
Национальная идея – это тот невидимый внутренний стержень народа, вокруг которого строится все остальное. Можно поспорить, мол, когда экономика в упадке, в стране кризис и сложное геополитическое положение, а люди думают только о том, как выжить – кому есть дело до национальных идей? Но именно в такие моменты идея, объединяющая большинство, может стать движущей силой на пути к реальным переменам.
Тема национальной идеи в независимой Украине поднималась неоднократно, но становилась особенно обсуждаемой именно в моменты тяжелых испытаний для всей страны, последнее из которых – события 2014 года.
В поисках национальной идеи мы обращаемся, как правило, к истории своего народа, к тем достижениям и мудрости, на которые можем опереться сегодня, во время нестабильности, внешней угрозы и даже отчаяния. В данном ключе многие историки и другие ученые охотно эксплуатируют тему украинского казачества, как пример стойкости духа, непокорности и свободолюбия. Однако неглубокое изучение этого вопроса и такая же поверхностная (умышленно?) подача в массы приводит к тому, что казаков воспринимают как неких лихачей, «сорвиголов», свободолюбцев, которые не желали подчиняться власти Российской империи.
Существование казаков на украинской земле ограничивают несколькими столетиями, например, популярный ресурс «Википедия», которым многие пользуются как источником получения знаний, гласит:
”Первые упоминания о Черкасах (позже их стали называть казаками) на южных степных окраинах Речи Посполитой зафиксированы в XV веке”.
Согласно же официальным данным, разгром Запорожской Сечи произошёл уже в 18 веке. Как же так? Пишут о невероятной смелости казаков, умении владеть оружием и боевыми искусствами. То, как о способностях казаков отзывались их же враги (например, турки) – заставляет задуматься – как из ниоткуда в 15 веке возникли такие «сверх-воины» и почему так бесславно они сдались в конце 18 века, фактически без боя? Почему украинский народ пронес сказания о казаках сквозь столетия, а несгибаемый казачий дух до сих пор берется за основу национальной идеи? В тоже время ни памятников казакам, ни описаний их жизни, устоев, традиций в виде документов на территории Украины не сохранилось.
Следует отметить, что упоминания и памятники, в которых мы с легкостью идентифицируем наших украинских казаков, есть в разных странах мира – от Мексики до Европы и не только. Жители индийских штатов Раджастан и Пенджаб в шароварах и с «оселедцями» — очень напоминают казаков. Вот как описывает свои впечатления от встречи с индийскими раджпутами турист с Украины:
“Век не забуду службу в храме сикхов на Ревалсаре. Золотой храм в Дели такого впечатления не оставил. Трое здоровенных, даже по нашим меркам, бородатых парней, подыгрывая себе на «фисгармонии» и барабанах, пели песни о Родине, заменяющие у сикхов религиозные гимны. А в центре храма у алтаря было сложено старинное боевое оружие: сабли, мечи, короткие копья и даже боевые чакры (круглые ножи, которые носят на тюрбане и метают, раскрутив на руке, наподобие «летающей тарелки»).
И песни их совсем не индийские, больше похожи на протяжные песни Украины и Южной России, и не индийские фигуры рослых выходцев из Пенджаба заставляли думать об их возможном родстве со скифами (саками), доходившими до Индии”.
А среди украинских казаков особо выделялись те, кого называли «характерниками». Казаки, обладающие сверхспособностями за счет умений и навыков, которые казались недоступными обычным людям. Их относили к касте привилегированных.
Существуют разные версии этимологии слова «характерник», но даже поверхностный взгляд наталкивает на мысль о человеке с характером, то есть с сильной волей. На санскрите слово «хара» означает божественную силу, а «характерник» – тот, кто умеет ею управлять.
Знания, которыми обладали казаки-характерники, их способы воспитания детей и жизненные принципы, были собраны в 18-м, начале 19-го веков в так называемых «кахтырях». Однако эти книги не дошли до наших дней, по причине уничтожения властями российской империи.
О казаках-характерниках даже в их бытность писали всякое. Например, выдержка из польской книги конца 17 века:
«Тільки про відьом, чорнокнижників і характерників, надзвичайних людей, які дивовижні речі роблять, про що багато можна почути серед людей, і в Судах, також про їх дивні страшні справи і історії, про які страшно згадувати, через які в кожного, хто їх описує, затремтить в руці перо, скільки цим невіруючим, які в помилках засліпли. А над тим всім бісовством має свою силу і особливу владу Духовна Зверхність Римського Костелу…»
По сути, характерников в данном фрагменте объявляют служителями дьявола за их необъяснимые способности и силу. Католическая (как и любая другая церковь) не любит, когда ей не подчиняются.
Так кем же они были, эти загадочные казаки-характерники, памятники которым стоят в разных странах Европы и Южной Америки до сих пор, и о которых меньше всего существует фактических материалов у нас, в Украине, где казацкий дух лег в основу национальной идеи? Разбойники с большой дороги, тайный орден или потомки ариев, доблестные кшатрии-воины, расселившиеся далеко за пределами Украины?
Ответа на этот вопрос у меня нет. Потому с особым трепетом жду результатов очередной экспедиции академика Олега Мальцева и его научного труда на эту тему.
Уверена, что исследования о происхождении и деятельности казаков-характерников, которые проводит Олег Викторович, смогут стать основой и реальной научной базой для той самой национальной украинской идеи, которую мы так долго ищем.
Автор: Наталья Болдинская